Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан

O'zbekcha | Русский | English | Francais | Deutsch | Espanol | Arabian | Chinese

 
 

o'zb | рус | eng

Новости


О Сенате

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ

Однопалатный парламент 1991-2004 гг. и переход к двухпалатной парламентской системе
Краткий экскурс в парламентскую историю и государственно-институциональное строительство в Узбекистане делает очевидным тот факт, что парламентаризм в Узбекистане сравнительно молод и поэтому актуальным продолжает оставаться вопрос повышения эффективности деятельности законодательного органа, развития и укрепления недавно созданной двухпалатной модели, устойчивого и качественного функционирования Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Новый, постсоветский этап становления национального парламента начался с обретением Узбекистаном государственной независимости – с 1 сентября 1991 года. Это был сложный, но последовательно и динамично развивающийся период, где учитывались зарождающиеся национальные парламентские традиции и особенности, шел многосторонний анализ опыта мирового парламентаризма. Это был этап перехода от одного правового пространства в совершенно иное. Формирование нового правового поля, где все нужно было осуществлять быстро, прозорливо и, главное, стабильно двигаться вперед по пути намеченного курса - построения демократического государства, основанного на рыночной экономике, шло непросто. Вся сложность и уникальность этого этапа заключалась в том, что осуществляемые реформы, формирование обновленной правовой системы, реализацию целевых задач надлежало выполнять параллельно работе по изменению политической культуры и совершенствованию правосознания общества, воспитывая психологию новых стандартов и учитывая стремление к повышению качества жизни. Основополагающими направлениями работы в новых условиях являлись: дальнейшее повышение роли личности в обществе, обеспечение реальных прав граждан в сочетании с повышением их возможностей, обеспечение принципа верховенства закона. Этот этап продолжается и по сей день, страна идет своим неизменным курсом, изучает богатый мировой опыт, основывается на своих исторических корнях. Сегодня - новейшая история одного из важнейших институтов государственной власти в Узбекистане - Олий Мажлиса (национальный парламент) общепризнанно подразделяется на три основных периода. Первый период: 1991-1994 годы, второй: 1995-2004 годы и третий период: с 2005 года по настоящее время.

Первый период: 1991-1994 гг.
Верховный Совет последнего созыва, который можно назвать парламентом переходного периода, принял Конституцию Республики Узбекистан, ставшую правовой основой создания принципиально новых органов государственного управления, строительства правового демократического общества с социально ориентированной рыночной экономикой. Парламент принял ряд законов, направленных на укрепление суверенитета молодого государства: «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О государственном гербе Республики Узбекистан», «О государственном гимне Республики Узбекистан», «О государственном флаге Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», другие законодательные акты.
Шестнадцатая сессия Верховного Совета 23 сентября 1994 года приняла постановление о проведении первых выборов в Олий Мажлис Республики Узбекистан 25 декабря 1994 года. По итогам выборов, прошедших в три тура (25 декабря 1994 года, 8 и 22 января 1995 года), был сформирован парламент в составе избранных 245 депутатов. Выборы проходили на многопартийной основе.

Второй период: 1995-2004 гг.
Второй период начался в 1995 году и продлился десять лет. На смену Верховному Совету был
сформирован однопалатный парламент Республики Узбекистан – Олий Мажлис. В первом созыве Олий Мажлиса (1995-1999 гг.) парламент был представлен депутатами от 4 партий (Народно-демократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии «Адолат» (Справедливость), «Ватан тараккиёти» (Развитие Отечества) и «Миллий тикланиш» (Национальное возрождение). Оставшаяся часть депутатов выдвигалась от органов представительной власти.
Выборы в Олий Мажлис второго созыва (2000-2004 гг.) проходили уже с участием 5 политических партий, так как помимо ранее существовавших, на арене появилась новая Национально-демократическая партия «Фидокорлар» (Патриоты). Кроме того, на этих выборах теперь участвовали не только представительные органы власти и политические партии, но и инициативные группы избирателей, что охарактеризовало поступательное развитие национального парламента в качестве демократического органа народного представительства. В составе Олий Мажлиса второго созыва работало 250 депутатов, функционировало 13 комитетов, а также 3 постоянные парламентские комиссии.
Хотя однопалатный парламент этого периода и не являлся в полном смысле постоянно действующим, профессиональным высшим законодательным органом (как правило, сессии проходили 4 раза в году), он все же отличался динамичностью работы, выполнял важнейшие законодательные задачи в условиях отсутствия правовой базы в новом государстве. Именно в этот период стояла острая необходимость в ее качественном формировании, следовательно, законотворческая функция превалировала в общей деятельности парламента. С 1995 по 2004 годы Олий Мажлис Республики Узбекистан принял 240 законов, внес 1573 изменения и дополнения в действующие законодательные акты, ратифицировал более 130 международных договоров и соглашений. Высший законодательный орган страны стремился
на данном этапе разработать и принять законы, способствующие укреплению государственного суверенитета, гражданского мира и социальной стабильности, углублению демократических, социально-экономических реформ в обществе. В результате парламент значительно расширил и укрепил правовую базу самостоятельного развития страны по пути демократии и прогресса. Важнейшим направлением деятельности однопалатного Олий Мажлиса стал парламентский контроль, который, по сути, также является основной функцией
парламента, в рамках чего комитеты и комиссии Олий Мажлиса Республики Узбекистан рассматривали ежегодно около 60 вопросов в порядке контроля за исполнением законодательных актов, конвенций, национальных программ.
Анализ законотворческой деятельности однопалатного Олий Мажлиса в целом позволяет выделить следующие особенности.
Во-первых, из года в год усиливалась тенденция к совершенствованию ранее принятых законов с учетом нового этапа развития страны и правоприменительной практики.
Во-вторых, законотворческая работа все чаще приобретала отраслевой характер, стремилась к правовому регулированию отношений в отдельных сферах.
В-третьих, увеличивалось число правовых документов, подготовленных и внесенных на рассмотрение парламентских сессий совместными усилиями нескольких комитетов и комиссий.
В-четвертых, к процессу работы над законопроектами все больше и больше привлекались представители негосударственных организаций, органов самоуправления граждан, ученые, эксперты, представители профсоюзов, деловых кругов, что показывало развитие связи парламента с общественностью.

Переход к двухпалатному парламенту и формирование палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (декабрь 2004 -январь 2005 гг.) В результате проведения общенационального референдума, важной реформы, инициированной Президентом страны в области государственного строительства и переходом от однопалатного к двухпалатному парламенту, на основании внесенных изменений в Конституцию Узбекистана, а также принятия основополагающих конституционных законов в январе 2005 года были сформированы две палаты высшего законодательного органа страны Олий Мажлиса – Законодательная палата (нижняя палата) и Сенат (верхняя палата).
Формирование обеих палат началось с выборов в Законодательную палату и представительные органы государственной власти на местах. По результатам выборов в нижнюю палату были избраны 120 народных депутатов Олий Мажлиса. Формирование верхней палаты парламента Узбекистана – Сената Олий Мажлиса основывалось на принципе территориального представительства и осуществлялось во второй половине января 2005 года после того, как были избраны депутаты Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов. В этот период на их совместных заседаниях были выдвинуты и избраны 84 члена Сената Олий Мажлиса, 16 сенаторов, из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сфер государственной и общественной деятельности были назначены указом Президента Республики Узбекистан.
История развития парламентаризма свидетельствует о том, что выборы однопалатного Олий Мажлиса основывались на представительстве народа Узбекистана в целом посредством выдвижения кандидатов в депутаты от политических партий и инициативных групп избирателей, но также и на участии в этом процессе местных представительных органов, которые по своей сути представляли региональные интересы. Таким образом, можно сказать, что существовавшая законодательная ветвь власти была готова к трансформации и к качественно новому переходу к двухпалатной системе, к профессиональному парламенту.

Третий период
Третий период развития национального парламентаризма начался с совместного заседания
Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса 28 января 2005 года, когда депутаты и сенаторы нового двухпалатного Олий Мажлиса Республики Узбекистан фактически приступили к своей работе. На этом историческом форуме законодателей Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов выступил с программным докладом, в котором выдвинул концепцию демократизации и обновления общества, а также основные задачи реформирования и модернизации страны в 2005 году и долгосрочной перспективе.
С созданием двухпалатного парламента законодательная власть в Республике Узбекистан поднялась на новый уровень своего развития, высший законодательный орган страны стал классически профессиональным, общенациональным и представительным институтом с широкими функциями и полномочиями. Переход к новой парламентской модели позволил парламенту стать органом институционализации господствующих в государстве и обществе интересов, реально воплощающим контрольные функции и спрос за состояние правоприменения, тесно взаимодействующим с депутатским корпусом на местах. Несомненно, повысилось качество принятых законов, хотя законотворческий процесс существенно усложнился. Активная деятельность фракций политических партий в условиях двухпалатной системы, стоящие актуальные задачи и новые вызовы современности явились одними из факторов, определившими важность принятия в 2007 году Конституционного закона «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», который внесен в парламент в порядке законодательной инициативы Президентом страны И.Каримовым.
В парламенте уже сложилась хорошая практика предварительного рассмотрения законопроектов партийными фракциями, обязательного заслушивания их мнений при обсуждении проектов правовых документов на пленарных заседаниях Законодательной палаты. Еще одним существенным достижением национального парламента, связанным с образованием Сената является осуществление обеими палатами контрольных функций, а также законодательное закрепление взаимодействия верхней палаты с региональными представительными органами власти.
Сложившаяся практика законодательного процесса показывает, что в настоящее время законы вначале рассматриваются и принимаются в Законодательной палате, пройдя три чтения. В первом чтении обычно утверждаются общая концепция и основные положения законопроекта, во втором - детально рассматривается каждая статья и проводится по ней отдельное голосование, а в третьем чтении обсуждается доработанный с учетом внесенных предложений и замечаний вариант законопроекта. После этого принятый нижней палатой закон, направляется в Сенат для одобрения.
Роль Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан в законодательном процессе проявляется в том, что верхняя палата изучает законы, принятые нижней, ставя во главу угла отражение в них интересов всех регионов Узбекистана, и представляет собой своеобразный дополните